Виды структур сайта. Руководство
Предприниматели, особенно начинающие, часто задаются непростым вопросом: как организовать сайт, чтобы он максимально эффективно работал, принося владельцу стабильный доход? Эксперты утверждают, что всё зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой бизнес, и специфики самого контента. Кому-то будет достаточно сайта-визитки или посадочной страницы, а кому-то нужна площадка посерьёзнее, в виде интернет-магазина или даже портала. Каждый вид сайта имеет как преимущества, так и недостатки. Разберем основные виды структур сайта.
Лендинг
Посадочная страница (также известная как «лендинг») – простой, но надёжный способ побудить пользователя интернет-ресурса к конкретному действию, например, заполнить форму для связи, заказать обратный звонок менеджера, выбрать товар или услугу.
Лендинг – это сайт, состоящий из одной страницы. Как правило, этого вполне хватает, чтобы посетитель заметил размещённые на ресурсе CTA (англ. «call to action») и с помощью кнопок, предложений выгодной цены и других форм поделился с сайтом информацией о себе, понятно с какой целью. Далее к коммуникации подключаются менеджеры компании и стараются подвести пользователя к покупке товара или услуги.
Посадочная страница включает в себя:
- заголовок, который должен быть цепляющим, т.е. привлекать внимание пользователей и вызывать интерес к предлагаемой продукции;
- представление товара или услуги;
- непосредственно предложение (оффер);
- продуманные CTA (в виде кнопок, анкет, заявок);
- разнообразные «якоря», на которые можно поймать потенциального покупателя (так называемые «продающие триггеры»);
- скидки и бонусы;
- опыт людей, уже успевших стать клиентами компании (отзывы, комментарии);
- минимальный пакет юридической информации (лицензии, сертификаты, разрешительные документы).
Плюсы лендинга:
- Доступность. Разработка посадочной страницы в целом обходится гораздо дешевле, чем организация сайта, которому к тому же потребуется техническая поддержка.
- Конкретность. У пользователя не разбегаются глаза от выгодных предложений, а даётся возможность сосредоточиться на одном товаре или услуге. Так его проще подвести к совершению желаемого действия.
- Привлечение новых клиентов или расширение уже имеющейся базы. Грамотно созданная и структурированная посадочная страница должна обладать релевантностью и так решать вопросы клиента, чтобы он не захотел отсюда уходить и начал совершать определённые действия (например, оставил свои контактные данные).
- Определение целевой аудитории (что способствует увеличению продаж).
- Разнообразные варианты «продающих триггеров» (можно подобрать по своему вкусу: акции с таймерами, выгодные предложения, подарки, бонусы и др.).
Минусы лендинга:
- Ограниченность оффера. Посадочная страница рассчитана на один товар или услугу. Иначе велик риск ухода потенциального клиента со страницы без совершения покупки.
- Ставка на простой и понятный продукт, который захочется купить спонтанно, долго не анализируя его характеристики.
- Почти не зависит от SEO-продвижения, работает с прямым трафиком.
- Короткий «срок жизни», так как товары и услуги имеют тенденцию быстро устаревать.
Для кого:
- бренды, запускающие новые продукты и желающие привлечь внимание покупателей;
- компании с узкой и ограниченной специализацией (несколько товаров или услуг);
- кто пока «не дорос» до полноценного сайта по каким-либо причинам.
Сайт-визитка
Ещё один вид структуры сайта - сайт-визитка - простой по конфигурации, главной задачей которого является презентация компании. Он позволяет потребителю получить необходимую информацию о бренде, чтобы в дальнейшем подготовить его к покупке товара или услуги в офлайне.
Структура сайт-визитки, в отличие от портала и корпоративного сайта, включает только базовые пункты:
- информация о компании (или проекте);
- описание товаров и услуг с указанием их стоимости;
- контактные данные;
- форма обратной связи;
- новости и актуальные акции;
- фото- и видеоматериалы.
Плюсы:
- Лёгкая «сборка» с помощью конструктора сайтов, доступная даже не сведущему в программировании человеку.
- Не требует больших финансовых вложений (нет необходимости приглашать технического специалиста для администрирования).
- Возможность «роста». При желании всегда можно провести апргрейд до корпоративного сайта.
Минусы сайта-визитки:
- Отсутствие автоматизации (заявки и обращения клиентов требуют ручной обработки).
- Не подходит для электронной коммерции.
- Трудности с продвижением. Практически нереально попасть в топ поисковой выдачи по причине слабой индексации сайта из-за малого количества страниц. Исключением может стать только новое или низкоконкурентное направление деятельности.
Кому подойдёт сайт-визитка:
- Бизнесу, ведущему дела в офлайне. В этом случае сайт будет выполнять исключительно информационную функцию.
- Компаниям со скромным бюджетом, не желающим тратиться на ведение корпоративного сайта.
Корпоративный сайт
Рассматривая виды структур сайта, обязательно надо упомянуть корпоративный сайт. Ресурс с большим функционалом, который помимо информативного сопровождения деятельности компании решает ряд других важных задач: привлекает новых партнёров, находит клиентов, рассказывает о своих продуктах с целью продажи и т.д.
Корпоративный сайт также необходим для коммуникации между сотрудниками компании. Как правило, он играет роль внутренней базы данных.
Структура корпоративного сайта достаточно сложная, включает множество разделов и страниц:
- краткая информация о компании;
- подробное описание товаров и услуг;
- систематизация разделов и заголовков (рубрикатор);
- возможность поиска по сайту;
- блог (при наличии);
- новости;
- различная визуализация (фото- и видеоконтент);
- контактная информация;
- форма обратной связи;
- отзывы / вопросы / комментарии;
- юридические документы (лицензии, сертификаты, дипломы и пр.).
Плюсы:
- Адаптация под любые бизнес-задачи.
- Надёжный инструмент, помогающий формировать имидж компании. Корпоративному сайту обычно доверяют больше, чем посадочной странице.
- Возможность размещение контента разного вида (текст, графики, схемы, видео, картинки и др.).
- Индексация в поисковых системах.
- Способность к своевременной модернизации.
Минусы:
- Финансовые расходы. Для запуска корпоративного сайта потребуется приложить много усилий.
- Необходимость технического администрирования и обслуживания. Функционал корпоративного сайта должен своевременно совершенствоваться, а информация оставаться актуальной, чтобы посетители заходили на него чаще.
- Не получится продавать онлайн (для электронной коммерции больше подходит формат интернет-магазина).
Корпоративный сайт незаменим для:
- Предпринимателей, которые хотят сделать бренд более узнаваемым и улучшить показатели в поисковой выдаче.
- Бизнеса, предлагающего ограниченный ассортимент продукции, но нуждающегося в её подробном описании (т.е. нечто среднее между лендингом и интернет-магазином).
- Компаний, которые функционируют в режиме удлинённого цикла сделки. Пользователь сначала знакомится с товарами и услугами на сайте, а затем покупает их в офлайне. Это наиболее удачная схема работы в случае с дорогостоящими товарами (например, недвижимостью) или профессиональными услугами (образовательными, медицинскими и др.).
Интернет-магазин
Удобный инструмент для электронной коммерции. Интернет-магазин часто создаётся в дополнение к основному сайту, чтобы на его платформе продавать товары и услуги компании. Это своего рода виртуальная витрина, помогающая клиенту сделать свой выбор. Для этой цели интернет-магазин предлагает подробное описание каждой позиции товара (с фото и техническими характеристиками), который можно положить в корзину, а затем – купить в онлайн-режиме.
Очень важно, чтобы интерес потенциального покупателя к продукту постоянно «подогревался». Для этого продажи в интернете обязательно включают в себя разные виды коммуникации с клиентом: с помощью социальных сетей, блогов, продвижения в поисковиках, контекстной рекламы, email-рассылок и пр.
Структура интернет-магазина может быть разной, например, включать:
- главную страницу, которая сразу же должна приковывать к себе внимание посетителя;
- форма регистрации;
- страницы с категориями товаров;
- рубрикатор;
- фильтр поиска товаров по конкретным параметрам;
- качественные карточки товаров и услуг (подробное описание с фотографиями), чтобы покупатель получил о них исчерпывающую информацию;
- возможность оценки и сравнения;
- оформление заказа с возможностью отслеживать его статус;
- отзывы покупателей;
- форма обратной связи с информацией о возврате товара;
- интеграция с платёжными сервисами;
- различные документы.
Плюсы:
- Максимальное удобство для пользователей, которые могут совершать покупки непосредственно на сайте, не выходя из дома.
- Выгодные цены. В отличие от ретейла интернет-магазин существенно экономит на аренде помещения, зарплате сотрудников, оформлении витрин и вывесок.
- Анализ запросов и покупательского поведения, на основе которых можно оперативно менять маркетинговую стратегию.
- Возможность продвижения с помощью разных инструментов, в том числе контекстной рекламы.
- Быстрая реорганизация и модернизация.
Минусы:
- Разработка интернет-магазина – трудоёмкий процесс, требующий финансовых вложений. Кроме того, потребуется составить чёткий план действий, которому необходимо следовать на каждом из этапов создания сайта.
- Риск появления недовольных клиентов. Многие разочарованы качеством и характеристиками товара, так как первоначальное знакомство с ним происходит онлайн, а более подробное – в момент получения. Несоответствие ожиданий и реальности в дальнейшем может вызывать недоверие покупателей.
- Необходимость для бизнеса постоянно быть «в тонусе» (улучшать сайт, следить за актуальностью информации, реагировать на замечания и пожелания клиентов). Если не работать над функционалом интернет-магазина, можно лишиться части выручки.
- Онлайн-торговля предполагает определённые риски при работе с платёжными системами (как для продавца, так и покупателя). Обязанность бизнеса – выбирать надёжных партнёров и заботиться о безопасности сделок.
Интернет-магазин будет оптимальным решением для:
- Компаний, предлагающих широкий ассортимент товаров и услуг.
- Бизнесу, планирующему расширить географию продаж.
- Предпринимателей, стремящихся к постоянному развитию и эффективной маркетинговой стратегии.
Портал
Это самый крупный ресурс, собравший на своей платформе актуальную информацию по конкретной теме. Главное отличие от других сайтов, занимающихся продажами, – в экспертной подаче материала, что должно вызывать доверие у клиентов. Портал – это не интернет-магазин, он не занимается продажами напрямую, а старается удержать внимание пользователей и не дать им перейти на другой ресурс.
Примером портала может быть сайт недвижимости, на котором представлена информация об аренде и продаже жилья, есть рубрикация услуг, собраны статьи на тему недвижимости, есть возможность получить консультацию в онлайн-формате, можно пообщаться на форуме или почитать отзывы о застройщиках и т.д. На изображении выше - наш пример работы. Обучающий портал.
Портал включает в себя:
- разноформатный контент по конкретной теме;
- статьи и интервью с экспертами;
- каталоги;
- перечень товаров и услуг;
- удобный поиск по сайту;
- форумы;
- отзывы и комментарии.
Плюсы:
- Постоянное развитие бренда.
- Возможность попасть в топ выдачи сайтов (в этом поможет большой объём контента).
- Привлекательность для рекламодателей за счёт хорошего трафика.
Минусы:
- Разработка портала – дорогостоящий проект, требующий много времени.
- Понадобится собрать команду единомышленников, состоящую из экспертов отрасли, уверенно ориентирующихся в потребностях ЦА.
- Чтобы сайт стабильно работал, за этим должен следить «технический отдел», на содержание которого придётся потратить немалые деньги.
- Строгие рамки по информационной безопасности.
Для кого:
- Компании-гиганты, которые хотят добиться максимального трафика и продвижения своей продукции на независимом от агрегаторов ресурсе.
- Компании, главным продуктом которых является контент, а основной доход поступает от рекламы.
- Бизнес, продвигающий на рынок новый продукт, которому только предстоит заслужить доверие потребителей.
«Один – хорошо, а два – лучше»
Мы рассмотрели основные виды структур сайта. В конце нужно добавить, что бизнес вовсе не обязан делать выбор в пользу одного ресурса, так как он может иметь ограниченный функционал. Часто компании предпочитают одновременно развивать несколько площадок. Например, интернет-магазин идеально подходит для электронной коммерции, а чтобы заинтересовать клиентов новым товаром – можно попробовать лендинг.