Поговорим про тренды брендинга 2017-2018 года.
Тренды в брендинге
Для индустрии моды слово «тренд» вполне уместно. Тренд этой осени, трендовые плащи, трендовый аромат и т.д. Но важно не забывать что тренды, навязанные модными домами и, даже малоизвестными дизайнерами устаревают быстрее, чем сменяют друг друга времена года, исчезают бесследно и о них вскоре уже никто и не вспоминает. С точки зрения же брендинга словосочетание «тренды в брендинге» выглядит довольно нелепо.
Это обусловлено в первую очередь тем, что так называемые «модные идеи» или тренды довольно оторваны от всей стратегии разработки бренда.
Кроме того разрабатывая что–то модное, неожиданное и оригинальное, бренд-менеджеры и маркетологи, зачастую, отбрасывают мысли о ЦА, для которой собственно этот тренд и разрабатывается.
Да и «трендовые идеи», как таковые имеют слишком кратковременную ценность, они направлены на балование собственного эго модельеров или узкого круга лиц. С брендингом в этом вопросе совсем нет ничего общего. Что же такое тренды брендинга?
Критерии оценки рекламных работ на всевозможных фестивалях ограничены и, порой даже не уместны с точки зрения самого предназначения рекламы. Это задумка, воплощение и оригинальность. Самый важный же показатель – эффективность рекламы, то есть становится ли эта идея продающей официально практически нигде не подлежит оцениванию. И для такой оценки нужны совсем иные критерии, важнейшим из которых будет объективное подведение итогов рекламной кампании.
Тренды брендинга. Кретерии креативной идеи
В рамках брендинга уместно же говорить об идее, продающей идее. Лучшим же поводом для разговора в рамках брендинга становится Креативная бизнес идея или креативная концепция, отвечающая всего 2 критериям:
- Инновационность, под которой стоит понимать нововведения в самом бизнес – процессе, стратегии с учётом предпочтений потребителя;
- Эффективность, ведь как уже говорилось ранее это основной показатель, по которому стоит оценивать рекламу в принципе.
Креативную бизнес идею (креативную концепцию) сегодня возводят на одном из трёх концептуальных «фундаментов»:
- УТП, включающего в себя анализ рынка и действий фирм-конкурентов на нём;
- Изучения и выделения потребительских предпочтений с тщательным анализом ЦА;
- Манипулирование желаниями потребителя.
Уникальное торговое предложение
В западных странах уникальное торговое предложение уже неактуально и практически исчерпала все свои ресурсы. Это обусловлено ужесточением конкурента во всех нишах, постоянного улучшения и изменения потребительских качеств продукции. На территории же РФ эта концепция ещё доживает свои последние годы, ведь конкуренция на рынке ещё не достигла своего апогея. Но с каждым днём всё же становится всё сложнее и сложнее найти ту самую «уникальность», чтобы предложить её потребителю и поэтому всё чаще компании предпочитают играть с ценами или же прибегают к манипуляциям потребителями. Создание платформы бренда как раз и призвано к тому, чтобы найти или создать ту самую уникальность. Но почему-то компании предпочитают просто работать, не думая о том, что вокруг масса клонов подобных компаний.
Определять предпочтения потребителя – достаточно скользкий путь, ведь постоянные попытки угодить ему – только балуют его. А избалованный клиент становится всё более капризным из-за чего компании приходится подыскивать очередной подход к нему. И это становится неким замкнутым кругом с постоянно повышающимся уровнем сложности.
Этим новым подходом и стало манипулирование желаниями. Оно возможно только если бренд-менеджер в состоянии тонко улавливать изменения рынка и поведенческие особенности потребителя. Сам по себе покупатель может даже не подозревать о том, чего он хочет, поэтому работа фокус-групп может принести ровным счётом НИ-ЧЕ-ГО. Обычно желания потребителя становятся мыслями невербализуемыми, глубоко подсознательными но если прочувствовать эту мысль, то двигаясь по её волне – можно легко зацепить потребителя.
Над разработкой Креативных бизнес идей работают целые коллективы именно по причине того, чтобы нащупать эту сокрытую в глубинах подсознания мысль потребителя. Их задача понятна, но далеко не проста. Им нужно пробраться в души и умы потребителя, чтобы эта идея смогла «выстрелить».
Тренды брендинга. Примеры креативных идей
Хочется продемонстрировать Вам несколько креативных бизнес идей, которые были тепло приняты клиентами.
«Партизанская диверсия» агенства Turbulence для помады Sephora. Смысл этой КБИ был в распространении стаканчиков с кофе, на которых отпечатаны губы, накрашенных продвигаемой помадой. Результатом такого хода превзошёл даже самые смелые ожидания.
SUZUKI порадовало пассажиров аэропорта во Франкфурте надписью размером 140х40 с названием продвигаемой модели «SX4» – реакция ЦА была незамедлительной.
Что можно «потерять» питаясь правильно? – Ответ на этот вопрос дало РА из Австралии Marketforce.
«Все гениальное просто» – заезжено? Нет! Реклама оливкового масла проста до невозможности и цепляет.
Тренды брендинга. Примеры российской рекламы
Конечно вы можете сказать «А что, российские рекламные агентства совсем не хотят работать?» – Конечно нет! И отечественные бренды проводят отличные рекламные компании. Яркий тому пример – скрупулёзно разработанная стратегия продвижения «Высокой кухни»
Благодаря этой КБИ производитель «Дымов» получил:
Присутствие в каждой популярной торговой сети с высокими ценами, увеличил своё присутствие на территории все страны;
Результативный запуск «Высокой кухни»; Увеличение объёма продаж по стране на 70%.
Но есть и крайне неудачные примеры создания креативных бизнес идей. Банк Москвы в 2007 году пытался изменить позиционирование бренда. Бренд использовал новые образы, непривычные для рекламы банков на территории России – образы животных. Эта стратегия была изначально проигрышной:
Разработкой её занимался Робин Уайт, являющийся главой британского рекламного агентства Engine и Wight Collins Rutherford Scott. Пусть он и «собаку съел» в рекламном бизнесе, но он был мало знаком как с российским рынком, так и с менталитетом потребителя;
Реклама серьезных банковских продуктов слабо сочетается с мультяшными персонажами, ведь то, что касается денег потребителя – это крайне серьезный вопрос. Одно дело, когда пингвин-мама кормит пингвинов-детей шоколадками «Киндер». Образы эти передают чувство материнской любви и заботы, но когда бобриха жалуется на нехватку денег – что передаёт такой образ?
Эти решения привели к тому, что вся стратегия продвижения и позиционирование были крайне негативно приняты потребителем и с треском провалились.
Показав отличные и откровенно неудачные креативные бизнес идеи, я хотел лишь натолкнуть Вас на размышления о вопросах правильного позиционирования и хорошо продуманной стратегии продвижения. У меня в запасе есть большое количество таких примеров и если Вам будет это интересно – мы обязательно продолжим.