Содержание статьи
- Юзабилити-аудит сайта: для чего он нужен и когда проводится
- Что такое юзабилити-аудит сайта
- В каких случаях нужен юзабилити-аудит
- Этапы аудита
- Знакомство с бизнесом
- Исследование конкурентного окружения
- Анализ ключевых показателей
- Эта технология применяется и в других инструментах:
- Анализ интерфейса
- Результат юзабилити-аудита
Юзабилити-аудит сайта: для чего он нужен и когда проводится
Чем больше посетителей сайта ограничиваются беглым просмотром страниц или оставляют заказ в корзине, тем ощутимее потери для бизнеса. В первую очередь, это касается выручки из-за оттока клиентов. Чтобы избежать подобного негативного сценария, рекомендуется проведение юзабилити-аудита. Он помогает не просто найти проблему, но определить причины её появления и наметить пути решения. В этой статье мы рассмотрим, в каких случаях нужно проводить юзабилити-аудит сайта и каким образом это лучше всего делать.
Что такое юзабилити-аудит сайта
Пользователь приходит на сайт для решения конкретной задачи, и он вправе рассчитывать на то, что желаемый результат будет достигнут удобным и быстрым для него способом. Если же возникают какие-либо трудности (например, нет информации о дате доставки товара и способах его получения), то ему проще уйти к другому продавцу.
И тогда на помощь владельцу бизнеса приходит юзабилити-аудит, также известный как UX-аудит, который заключается в экспертной проверке сайта (или приложения) с точки зрения удобства его использования. В первую очередь, проверяется то, как происходит взаимодействие посетителя онлайн-площадки и интерфейса, возникают ли трудности.
В каких случаях нужен юзабилити-аудит
Вот далеко не полный перечень ситуаций, при которых эксперты настоятельно рекомендуют проводить экспертную проверку сайта:
- Незавершённый заказ в корзине. Пользователь интернет-магазина сначала проявляет интерес к товару, однако не доводит оформление покупки до конца.
- Отказ от просмотра содержимого сайта или приложения. Посетитель проводит на ресурсе слишком мало времени, его явно не хватает для полноценного ознакомления с ассортиментом и уж тем более совершения целевых действий.
- Недружелюбный интерфейс. Когда пользователь постоянно сталкивается с нерабочими кнопками, неудобной навигацией и подвисаниями, то это не прибавляет у него желания и дальше оставаться на сайте – гораздо проще его закрыть.
- Компания готова к развитию. Если у бренда появляется желание расширить бизнес (за счёт онлайн-продвижения, расширения линейки товаров и услуг, увеличения аудитории и пр.), но в то же время есть вопросы, с чего начать и как действовать. Проведение юзабилити-аудита сайта может стать одним из первых шагов на пути компании к изменению и развитию.
- Новые тенденции на рынке. Иногда сама жизнь диктует необходимость освоения не используемых ранее ниш. Например, во время пандемии онлайн-шопинг стал пользоваться особой популярностью среди пользователей, поэтому многие компании, никогда прежде не занимавшиеся, например, доставкой, стали её осуществлять. Это потребовало добавления на сайты нового контента и других важных изменений.
Иногда юзабилити-аудит сайта может быть недостаточным решением. Особенно если не ясно, где именно находится слабое звено. Если вы не можете определить источник проблемы, то рекомендуем провести аудит бренда. Подробнее об этом по ссылке.
Кстати, UX-аудит не обязательно проводится для уже существующей онлайн-площадки. Сегодня всё больше компаний, понимая важность удобства интерфейса для пользователя, стараются получить экспертную оценку сайта ещё на стадии разработки дизайн-макетов, чтобы успеть вовремя устранить обнаруженные проблемы.
Юзабилити-аудит вряд ли будет актуален для доживающих свой век ресурсов, особенно если ими давно никто не занимался. В таких случаях, скорее всего, потребуются более масштабные перемены. Лендинги и одностраничные сайты так же не нуждаются в аудите. Для них достаточно заняться тестированием гипотез или изучить карту кликов и прокруток.
Обычно юзабилити-аудит сайта проводит графический дизайнер. Иногда целесообразно дополнительно пригласить аналитика, при условии, что он получит доступ к количественным данным. Такой подход позволяет обнаружить многие проблемы (например, отказ от покупки клиентом в последний момент) и оперативно их устранить.
Этапы аудита
Экспертная оценка интерфейса заключается не только в анализе самого дизайна сайта или приложения. Она гораздо шире и требует понимания происходящих внутри компании процессов, особенностей взаимодействия с клиентами и конкурентного окружения.
Знакомство с бизнесом
Общение с владельцами компании и руководящими лицами, играющими важную роль в её деятельности, проведение интервью. На данном этапе обычно не просто констатируют наличие каких-либо проблем, а стараются разобраться в их причинах. Диагностика позволяет выявить предпочтения целевой аудитории, чтобы в дальнейшем можно было использовать полученную информацию в качестве ресурса для развития бренда.
Исследование конкурентного окружения
Как и в других этапах брендинга, например при разработке позиционирования бренда, следует проводить анализ конкурентов. Юзабилити-аудит основан на тщательном анализе конкурентных ресурсов. Для этого понадобится рассмотреть как минимум 5 сайтов. Специалисты определяют их сильные и слабые стороны и особенности интерфейса.
Анализ ключевых показателей
Прежде чем непосредственно приступить к юзабилити-аудиту сайта, занимаются анализом исходных данных. Например, к ним можно отнести информацию о том, сколько количество пользователей проявляли активность, был ли отток клиентов, какова эффективность рекламных акций и другие.
Один из вариантов первичного юзабилити-аудита – анализ тепловых карт, с помощью которых хорошо просматривается активность пользователей, помеченная разными цветами.
Эта технология применяется и в других инструментах:
- Карта кликов – позволяет узнать, какие элементы сайта (или приложения) пользуются наибольшим спросом у посетителей. Традиционно онлайн-площадки выделяют контрастным цветом CTA-кнопки, чтобы клиенты точно обратили на них внимание. Подробнее о цветовой гамме сайта в статье по ссылке.
- Карта ссылок – помогает определить наиболее популярные разделы интернет-магазина. Нередки случаи обнаружения «интересных открытий», например, покупатели могут игнорировать страницы со специальными предложениями. Тогда необходим глубокий анализ причин такого поведении пользователей на сайте с принятие мер по привлечению их внимания к уценённым товарам.
- Карта прокруток – нужна для оценки того, сколько посетителей в итоге доходят до совершения целевого действия, а сколько – отсеиваются в начале и в середине пути. Если потенциальные клиенты покидают сайт, не дойдя до СТА-кнопок, то их стоит разместить в другой, лучше всего – тёплой, зоне онлайн-площадки.
- Аналитика форм – помогает работать с юзабилити-формами, отвечающими за обратную связь. Она предоставляет информацию о том, сколько раз открывался данный раздел сайта, возникали ли трудности при отправке жалоб, а также показывает конверсию на каждом этапе заполнения. Аналитика форм позволяет сократить время, выделяемое для анализа поведения клиентов.
Анализ интерфейса
Юзабилити-аудит на данном этапе следует по пути пользователя от начала просмотра веб-ресурса до совершения целевого действия, проводит анализ доступности того или иного элемента, фиксирует возникновение трудностей. В процессе тестирования UX-дизайнеры чаще всего пользуются чек-листом Якоба Нильсена, который охватывает не только пользовательский дизайн, но и бизнес-стратегию. Вот эти показатели:
- как сайт воспринимается посетителями (логичная и понятная структура, доступность контента, возможность свободы действий);
- всё ли хорошо с визуализацией (чёткость и контрастность элементов);
- каково качество контента (текста и изображений);
- понятна ли структура (наличие меню, удобство навигации);
- какие разделы есть на сайте (карточки товаров, личный кабинет, корзина, оформление заказа, оплата, доставка);
- что можно сказать о функциональности (наличие СТА-кнопок, ссылки, различные формы).
Результат юзабилити-аудита
После проведения экспертной проверки оформляется отчёт с рекомендациями. В них подробно описываются все «сомнительные» места интерфейса, а также предлагаются пути улучшения ситуации, исходя из лучших практик лидеров данной отрасли. Итогом юзабилити-аудита сайта должна стать «дорожная карта» изменений, которые предстоит реализовать компании самостоятельно или с привлечением технических партнёров.
Таким образом, юзабилити-аудит – это своего рода инструмент профилактики возможных неполадок с интерфейсом сайта или приложения, благодаря которому компания может сэкономить не только деньги, но и время (а это – самый ценный ресурс).
Успехов в бизнесе,
ваш MindRepublic.