Неосознанный выбор потребителей

Неосознанный выбор потребителей

Психология в дизайне: как это помогает UX-дизайнерам

Психология в дизайне играет далеко не последнюю роль. Уже давно было замечено, что добиться от пользователя целевого действия гораздо проще, если вызвать у него интерес. Вот почему большинство дизайнерских решений направлены на привлечение внимания целевой аудитории и создания у неё позитивного образа продукта или дизайна сайта. Добиться нужного результата помогает продуманный UX-дизайн, который учитывает даже такие мелочи, как предпочитаемый размер шрифта и его цвет. А всё потому, что решение пользователь часто принимает неосознанно, почти молниеносно, но от него будет зависеть выручка компании.

Быстрая и медленная системы мышления

Немецкие нейробиологи сделали открытие, что человеческий мозг стремится к экономии своих ресурсов, стараясь выполнять большинство процессов в автоматическом режиме. Это наиболее рациональный способ его жизнедеятельности. Иначе мозг, составляющий около 2% от общей массы тела, мог бы забирать на свою работу до 30% всего кислорода, поступающего в организм, что, в конечном итоге, негативно повлияло бы на выживаемость человека как биологического вида.

Как эта информация помогает дизайнеру? Очень просто. В тот момент, когда пользователь попадает на новый ресурс, в его мозге происходят удивительные процессы. К работе приступают многомиллионные нейроны: именно они реагируют на внешний раздражитель. Первым делом они пытаются увязать новый опыт с тем, который был получен в прошлом, и в результате такого сравнения выдают подсознательную реакцию.

Станем вашим союзником в создании успешного сайта.
Напишите нам, чтобы узнать условия и стоимость

Если интерфейс сайта интуитивно понятен пользователю, содержит привычные для него паттерны, то в результате он тратит минимум энергии на ориентировочную деятельность. Но и это ещё не всё. С большой долей вероятности можно утверждать, что у человека сформируется положительный образ ресурса, на котором он побывал.

Психология в дизайне помогает учитывать множество нюансов. Каждый полученный нами опыт задействует не только мышление и оставляет не только след в подсознании, но и вызывает определённые чувства. Другими словами, восприятие может быть эмоциональным и включать в себя три этапа:

  1. Интуитивный. Взаимодействие с новым объектом ещё не произошло, однако у человека есть некое ожидание на этот счёт. Оно формируется с помощью игровых приёмов, интригующих описаний, красивых слоганов и др. Часто именно на интуитивном этапе происходит «любовь с первого взгляда», которая в дальнейшем влияет на восприятие человека. Он будет «закрывать глаза» на мелкие недочёты и ошибки, продолжая пользоваться понравившимся продуктом.
  2. Поведенческий. На этом этапе человек уже непосредственно взаимодействует с продуктом, познаёт его функциональность и производительность, оценивает юзабилити, и у него возникают те или иные эмоциональные реакции.
  3. Рефлекторный. От взаимодействия с продуктом у пользователя остаются определённые впечатления и опыт, которые впоследствии будут влиять на то, захочет ли он вернуться на ресурс или, наоборот, будет его избегать.

UX-дизайн постоянно исследуется с целью создания более удобных и интересных сайтов и приложений для пользователей. Так, в 2012 году на YouTube оценивали цифровые продукты. Хавьер Баргас-Авила, исследователь UX-дизайна, подсчитал, что пользователю на знакомство с цифровым продуктом и составления о нём своего впечатления требуется не более 50 миллисекунд. Это просто невероятный срок, за который необходимо вызвать у человека положительные эмоции. Неужели эта задача выполнима?

В книге нобелевского лауреата Дэниэла Канемана «Думай медленно… Решай быстро» речь идёт о двух системах мышления: активной и реактивной. Активная система начинает работать, когда требуется рациональный подход. В поисках верной модели поведения мы сравниваем, сортируем, ищем подходящие варианты и т.д. В процессе такой интенсивной мыслительной деятельности тратится очень много ресурсов. Реактивная система основывается на инстинктах, поэтому включается автоматически.

Взаимодействие с продуктом требует от пользователя определённого количества энергетических ресурсов, которые дизайнеры хотят сократить до минимума, то есть запустить у человека вторую, инстинктивную, систему мышления. В этом им помогает знание психологических законов.

Психологические закономерности в дизайне интерфейса

Закон Хика

В 1952 году Уильямом Хиком и Рейем Хаймоном был предложен закон, который гласит: человек принимает решение быстрее в ситуации с меньшим количеством вариантов. Получается, что от дизайнеров лишь требуется сократить число элементов, и будет всем счастье. Однако не всегда это можно сделать.

Например, пользователь заходит на сайт маркетплейса, на котором представлены тысячи предложений. Самое простое решение – сгруппировать товары по категориям. Если пользователь ищет зимнюю куртку, то он сначала выберет раздел верхнего уровня – «Одежда». Затем определится с категорией – «Верхняя одежда», потом выберет пол, сезон, размер и так далее. Получается, что интерфейс сайта помогает пользователю сделать выбор максимально быстро. Так работает психология в дизайне.

Закон Якоба

Когда пользователь попадает на какой-либо новый ресурс, то ожидает, что он будет похож (по крайней мере, по структуре) на те, которые ему доводилось посещать прежде. Например, на большинстве сайтов интернет-магазинов кнопка «Корзина» располагается в правом верхнем углу, а сами карточки с описаниями товаров на разных ресурсах практически идентичны. Чтобы пользователю было легче ориентироваться на сайте, необходимо избавиться от всех необычных элементов.

Порог Доэрти

UX-дизайн также должен продумывать и рассчитывать время отклика системы. Большинство пользователей предпочитают «шустрый» интерфейс, мгновенно реагирующий на их действия. Обычно порог составляет 0,4 секунды – это время, которое требуется нашему мозгу для того, чтобы отреагировать на раздражитель. Пользователь должен получать обратную связь от сайта как минимум с такой же скоростью, но в идеале – ещё быстрее. Иначе потенциальный покупатель, потеряв интерес, уйдёт на другие ресурсы.

Закон Фиттса

С помощью этого закона определяется оптимальный размер размещённых на сайте объектов и расстояние между ними. Ориентироваться нужно на клик мышки. Проще всего попасть по крупным элементам, расположенным близко друг к другу.

Для примера рассмотрим стандартную карточку товара. На ней кнопка «Купить» обычно выглядит и располагается так, чтобы пользователь, во-первых, точно её увидел (должна быть большой и яркой), а во-вторых, захотел нажать (идёт сразу же после описания товара).

Для иллюстрации обратного действия возьмём маленький крестик во всплывающем рекламном баннере. От него хочется избавиться, поскорее закрыть, но сделать это непросто. Обычно «крестик» настолько маленький и незаметный, что пользователь в поисках нужной кнопки вынужден посмотреть рекламный ролик чуть ли не до конца.

Эффект Зейгарник

Говоря о психологии в дизайне невозможно не вспомнить о Блюме Зейгарник, открывшей удивительный эффект: простой, но в то же время работающий в разных ситуациях. Его можно сформулировать так: мы легче всего запоминаем то, что обладает незавершённостью, выглядит незаконченным.

Этот эффект взяли на вооружение UX-дизайнеры, например, сделав процесс регистрации на сайте пошаговым. Пользователь, переходя с этапа на этап, видит, что процесс не завершён, и стремится довести его до конца. Данный эффект также часто используется и при разработке логотипа – подобные лого заставляют задуматься и лучше запоминаются.

Эстетика юзабилити

Чтобы пользователь захотел остаться на сайте, внешний вид его интерфейса должен быть эстетически приятным. Этот эффект называется «эстетика юзабилити». Он был открыт в 1995 году японскими исследователями Куросу и Кашимурой, которые доказали, что эстетика в оформлении сайта важна не меньше, чем его функциональность.

Красивый продукт воспринимается пользователем как более удобный. Такой сайт вызывает больше доверия, чем тот, который выглядит так, будто его «нарисовали на коленке». Эстетически приятный визуал говорит пользователям о премиальности  и надёжности продукта, его исключительном качестве (например, интерфейс сайта Bork выделяет бренд среди других производителей бытовой техники).

Станем вашим союзником в создании успешного сайта.
Напишите нам, чтобы узнать условия и стоимость

Гештальт законы группировки

UX-дизайн активно использует законы гештальтпсихологии в практических целях. Гештальт – это целостный образ, к которому стремится наше восприятие для упрощения процесса обработки информации, а гештальтпсихология описывает закономерности этого процесса. Их ещё называют принципами.

Например, UX-дизайн, созданный на основе гештальт законов, будет группировать элементы, обладающие общими характеристиками, таким образом, чтобы они визуально отличались от всего интерфейса. На сайте интернет-магазина для премиальных товаров может быть предусмотрен специальный блок. Если же интерфейс игнорирует это правило, то пользователю будет трудно отыскать нужный товар среди настоящего хаоса. Это может сформировать у него отрицательный опыт.

UX-дизайнеры чаще всего прибегают к таким гештальт законам:

  • Принцип близости. Чтобы объекты воспринимались как группа, их нужно располагать рядом. Для разных, не связанных друг с другом товаров и услуг желательно выделять отдельные страницы сайта или стараться визуально их разграничить (например, услуги для физических и юридических лиц).
  • Принцип сходства. Элементы, обладающие одинаковыми характеристиками (цвет, размер, форма и т.д.), мы воспринимаем как часть целого. Отсюда, например, следует требование единообразного оформления карточек товаров.
  • Принцип симметричности. Симметричные элементы создают впечатление упорядоченности, показывают родство разных объектов. Особенно ярко это проявляется на вкладке «Сравнение», когда товары соотносятся друг с другом по одинаковым параметрам.
  • Принцип связности. Чтобы элементы выглядели единым целым, необходимо визуально связать их между собой. Так, например, на сайте интернет-магазина товары группируются по брендам, размерам, сезону и т.д.
  • Принцип продолжения. Элементы, расположенные в одной линии, кажутся единой группой. В соответствии с этим принципом целесообразно оформлять ресурсы или отдельные их части, если предполагается их постоянное пополнение и обновление (например, ленты, новостей, блогерские площадки, страница с отзывами и пр.).

Совсем не обязательно придерживаться сразу всех перечисленных выше законов, разрабатывая UX-дизайн сайта, однако они заметно облегчают жизнь дизайнерам и делают взаимодействие пользователя с интерфейсом более удобным.

Психология в дизайне – это один из инструментов, помогающих формировать положительный пользовательский опыт, опираясь на разные уровни мышления человека, в том числе интуитивный.

Понравилась статья? Будьте в курсе новых статей о маркетинге и рекламе!

 

Поделиться с друзьями

Похожие статьи