Зарегистрированное название и логотип помогут обезопасить бренд от недобросовестных действий конкурентов и обеспечат компании юридическую защиту. Но на пути к регистрации торговой марки можно столкнуться с целым рядом проблем. Рассмотрим наиболее распространенные сложности и лайфхаки, которые помогут их преодолеть, и пройти регистрацию быстрее и спокойнее.
Регистрация торговой марки. Сложности и лайфхаки по их решению.
Название уже зарегистрировано.
В качестве торговой марки можно зарегистрировать уникальные названия и логотип, а также его описание. После создания названия его уникальность можно проверить в базе Online Patent, и нередко после проверки выясняется, что такое название уже зарегистрировано.
Что делать?
По международной классификации товаров и услуг (МКТУ) есть 45 классов товаров и услуг для регистрации товарного знака. Название должно быть уникальным именно в своем классе. Однако, если оно уже зарегистрировано в другом классе, то регистрация такого же имени доступна в другом.
Название похоже на зарегистрированное ранее.
Частая причина отклонения заявки. Скажем, вы хотите зарегистрировать «Загран Тур», но выясняется, что есть зарегистрированное название «Загран Туры».
Что делать?
Можно переставить слова местами. Получится «Тур Загран», а это уже пишется и звучит по-новому, хотя слова и смысл те же.
Проблема в общепринятых понятиях.
Вы получите отказ в регистрации, если попытаетесь зарегистрировать в качестве торговой марки общепринятые понятия: небо, море, кофе, колбаса и т. д.
Что делать?
В этом случае можно зарегистрировать логотип, в котором искажено название (слово). Допустим, при создании логотипа в слове «Небо» букву Е заменить тремя горизонтальными полосками. Слово «небо» у вас зарегистрировано не будет, но вы получите охраноспособный логотип, созданный из букв и элементов.
Название не регистрируют на английском.
Вы получили отказ в регистрации, например, названия «PetShop».
Что делать?
Можно транслитерировать его и подать заявку снова. Ваш нейм превратится в абстрактный «ПЕТШОП». При регистрации первичного названия на русском, зарегистрированное английское вы получите в качестве дополнительного автоматически.
Посмотрите наше видео о юридической защите вашего бренда.
Алгоритм регистрации торговой марки
- Проведите предварительную проверку. Обычная проверка на Online Patent бесплатная, но она подходит скорее для предварительного отбора. После этого стоит выбрать 2–3 основных варианта и заказать для них полную проверку.
- Закажите детальную проверку названия. С момента подачи заявки на регистрацию до получения документов, подтверждающих регистрацию, проходит около года. В процессе может выясниться, что нейм зарегистрировать невозможно из-за несоответствия требованиям, либо его уже зарегистрировал кто-то другой. Это сопряжено с рисками для бизнеса и дополнительными финансовыми затратами. За 5000–10000 руб. в патентных бюро можно заказать полную проверку, которая включает поиск схожих товарных знаков и заявок, помогает выявить причины, по которым заявку могут отклонить. Небольшая плата за то, чтобы процедура регистрации не растянулась еще на год, когда вам придется проходить весь процесс с самого начала.
- Определитесь с географией регистрации. Торговую марку можно регистрировать либо в каждой стране, где вы собираетесь работать, либо сразу оформлять международный товарный знак в рамках Мадридской системы (охватывает 98 стран, но стоит дороже).
- Оплатите госпошлину и подайте документы. В 2020 г. в России необходимо было уплатить пошлину в размере 26 600 рублей. После уплаты пошлины в Роспатент можно переходить к подготовка пакета документов, она займет 1–2 недели. При необходимости можно найти хорошее юридическое бюро, у которого есть патентный поверенный и делегировать эту задачу ему. Мы в данном вопросе рекомендуем нашего постоянного партнера юридическую компанию DS Law.
- После получения документов о регистрации вы можете дополнить логотип значком R, который выполняет информационную, предупредительную и охранную функции.
Как мы видим, регистрация достаточно тонкое дело, требующее знания важных деталей. Сотрудничество с брендинговым агентством, продуманная разработка фирменного стиля и вдумчивый подход к регистрации помогут избежать проблем и зарегистрировать торговую марку с первого раза.