10 принципов разработки дизайна упаковки

10 принципов разработки дизайна упаковки

Иллюзия без обмана: как разработка дизайна упаковки спасает мир

Как вам кажется, на что покупатель обращает внимание в первую очередь, выбирая например шоколадную пасту? Может быть, на её состав, вкус, цену? Когда перечисляют подобные характеристики обычно подразумевают качество продукта. Однако мы часто судим о нём весьма субъективно и, как это часто бывает, не застрахованы от ошибок. Порой мы оказываемся во власти шаблонного мышления, и считаем “дорогое” синонимом слова “лучшее” (и наоборот).

К сожалению, недостаточно создать по-настоящему качественный продукт и выпустить его на рынок. Предстоит ещё подумать над тем, как сделать его узнаваемым среди потребителей, и с помощью чего подчеркнуть превосходство над другими товарами. Всего этого поможет добиться правильная разработка дизайна упаковки.

Люди так устроены, что часто успех бренда зависит от  субъективно воспринимаемого качества продукта. На него, в свою очередь, влияют обрывочные суждения потребителей,  “пищу” для которых он собрал из рекламы, “сарафанного радио” и отчасти собственного эмпирического опыта. Но представим ситуацию, когда качество товаров оказывается примерно одинаковым. Как сделать свой выбор?

И тогда на помощь покупателю приходит легенда бренда, в которую он готов будет поверить. Задача дизайнера – сделать всё возможное, чтобы такой ключевой для потребителей признак качества, как дизайн упаковки, работал на эту легенду.

Как сделать так, чтобы разработка дизайна упаковки “работала” на легенду бренда? Об этом подробно расскажем ниже.

Holy brief

Итак, вы встретились с клиентом, обсудили за чашкой чая все нюансы, внимательно выслушали каждое предпочтение – и полюбовно разошлись. В следующий раз вы заглянете в бриф, когда захотите уточнить размер своего гонорара или точное название бренда заказчика. Не надо так. Конечно, ваша творческая натура так и норовит вырваться за установленные клиентом рамки, считая ограничения скучными и банальными. Так хочется верить в то, что клиент, как только увидит, какое чудо дизайнерской мысли породила ваша креативная натура, сразу же забудет о брифе, да и вообще обо всём.

К сожалению, такой вариант случается крайне редко. Клиент, как Большой брат, будет следить за каждым вашим шагом. Впрочем, может и не следить. Всё равно безжалостно спросит с вас, если что-то пойдёт не так. А вся разработка дизайна упаковки товара пойдёт коту под хвост, и придётся начинать с нуля.

Не спасёт даже самая гениальная из всех когда-либо посещавших вас идей, поскольку её не разделяет клиент. Но что самое важное – вы потеряете его доверие, а это грозит опасными последствиями не только для ваших дальнейших взаимоотношений, но и для всего бизнеса в целом. Не дайте разочароваться в себе как в профессионале. Почаще заглядывайте в бриф.

Не вынесла душа Дизайнера

Окей, с брифом разобрались: соблюдаем все прописанные там мелочи. Однако как только приходит это осознание, многие дизайнеры начинают впадать в депрессию с первой же минуты работы и тем самым сразу обрекают проект на провал. Золотое правило здесь действует как нельзя лучше: сделайте так, чтобы идея заказчика стала по-настоящему вашей. Докажите, что вы творческий человек. Внимательно изучите все ограничения, которые воздвиг для вас заказчик, и постарайтесь воспринимать их как возможности для реализации собственных идей. Это, конечно, потребует от вас определённой изворотливости, но нельзя упускать шанс показать свою креативность и профессионализм. Вы – дизайнер, и в этом вся суть вашей работы.

Хэнд-мейд

Неимоверно вдохновившись пожеланиями клиента, вы сразу ощутили мощный поток творческого сознания, вам в голову прилетела масса идей, красок и узоров. Нужно срочно выплеснуть это на… экран компьютера?

Не станем спорить, что современные технологии подарили миру безумное количество совершенных инструментов, облегчающих, казалось бы, наш творческий процесс. С цифрой умерла душа пленки, о которой горюют фотографы и кинорежиссеры старой школы. Почти всю жизнь пленка была для них единственным инструментом, чтобы выразить своё авторское видение мира, его красоты и деталей. Для вас лучшим и доступным инструментом выражения идеи была и остается бумага.

Всё-таки разработка дизайна упаковки – процесс естественный в том плане, что в результате вы участвуете в создании продукта из реальных, природных, живых текстур, и пользоваться им будут не виртуально, а очень даже реально. И пусть первые эскизы тоже будут нацарапанными карандашом, сырыми и непричёанными, с минимумом детализации, но предвкушающими своё гениальное развитие.

Запрещать запрещается

Кто сказал, что разработка упаковки товара никогда не должна идти вразрез каким-то нормам и стандартам, установленным для категории этой продукции? Например, если перед дизайнером в качестве задачи поставлена разработка дизайна упаковки ягодного морса, то согласно «норме», от него ждут крупного плана брусничной ветки. И тут возможны два варианта.

С одной стороны, никто не может запретить вам быть скучным и предсказуемым. Это будет в соответствии с “правилами”. С другой – вам также не запрещено отважно вступать в борьбу со стереотипами и выходить за рамки, привычные для продуктового дизайна (не спросив об этом своего клиента)! В любом случае, взглянув на задачу с разных ракурсов, вы можете обнаружить неожиданное, удивительное и подходящее всем решение.

Мир бездонных трендов

Не можем не упомянуть о наших любимых трендах, с которыми сталкивается не только веб-дизайн, но и разработка дизайна упаковки. В погоне за актуальностью многие производители и продуктовые дизайнеры поддаются волне привлекательного полигонального дизайна или модного эко-стиля, делая акцент на крафтовых текстурах, хэнд-леттеринге и натуральных цветах. Возможно, имеет смысл сегодня пойти наперекор этим тенденциям и сделать что-то своеобразное, яркое, кислотное. Чтобы потребители не захлебнулись в этом бесконечно меняющемся море трендов, а вы остались на плаву, следует понимать, что вечно актуального дизайна не существует, зато интересные идеи будут жить всегда.

Нет предела совершенству

Если вам кажется, что разработка дизайна упаковки структурно и графически приближается к шедевру, спешим вас разочаровать. Это может быть весьма далеко от истины. Когда вы на следующий день окинете свежим взглядом свою упаковку, то можете обнаружить, что чего-то не хватает. Вроде всё так: рамки соблюдены, цвета правильные да и название бренда там, где надо. И всё же вы не на 100% ощущаете то настроение и впечатление, которые должен создавать продукт. Сосредоточьте внимание на мелочах, возможно, прописанных в брифе не очень чётко. Даже такие детали, как оригинальный штрих-код, запоминающийся копирайтинг и креативные иконки способны моментально оживить концепцию.

Проза и практика

Помните клип британской группы Blur на песню «Coffee and TV»? Там главный герой – это пакетик молока, который отчаянно хочет помочь молодому человеку вернуться к своим родителям, которые разместили объявление с его фотографией на этом самом молоке. Храбро преодолев все преграды в виде злой собаки, высоких заборов и огромных автомобилей, наш герой выполняет свою миссию. Жизнь жестока, и в конце молоко благополучно выпивают, а ставшая такой родной нам упаковка на крылышках улетает на небо. К чему это мы? Наша жизнь тоже жестока и прозаична, и чтобы всё получилось, нужно быть практичным.

Помните, что ваш проект продолжит свою жизнь в реальном мире и будет бороться за любовь потребителя в условиях жесткой конкуренции.
Подумайте и о том, как ваша упаковка будет выглядеть на полке в магазине среди огромного ассортимента. Разработка дизайна упаковки должна учитывать и то, что продукт будут держать в руках, принесут домой, а потом выбросят. Успешный дизайн немыслим вне контекста.

Дизайн-эго-маньяк

Разработка дизайна упаковки не должна стать способом удовлетворения собственного эго. Лучшая награда для дизайнера – заполучить любовь и доверие счастливого заказчика. Не пренебрегайте брифом и своим клиентом, ищите инновационные решения, используйте индивидуальный подход.
Стремление прыгнуть выше головы ради журавля в небе не приведёт ни к чему хорошему.

Я на comic sans шрифте как на войне

Не каждый клиент заканчивал художественную школу и может назвать себя счастливым обладателем идеального вкуса. Такого просто не бывает, и это хорошо. Работа дизайнера как раз и заключается в том, чтобы достичь компромисса между потребностями заказчика и своим собственным представлением о прекрасном.

Главный секрет победы – знать, за что вы боретесь. Иногда стоит пожертвовать драгоценным кернингом, чтобы творческий процесс и взаимоотношения с клиентом не превратились в войну. Отстранитесь от внутреннего критика, проявите гибкость и непредвзятость там, где этого не сделал
другой, и люди к вам потянутся.

Хэппи-энд

Давайте честно признаемся: то, чем мы занимаемся, вряд ли можно назвать объективной наукой. Как бы нам ни хотелось доказать, что мы самые незаурядные, творческие и прекрасные, оценка нашей работы всегда останется делом субъективным. Поэтому не стоит расстраиваться и думать, что наступило время личностного и профессионального кризиса, если результат нашего труда когда-то подвергнется редизайну или просто сразу отправится в корзину.

Мы невероятно счастливы, что в своей жизни занимаемся тем, чем по-настоящему увлечены. Нет смысла обижаться на критику – куда полезнее её адекватно воспринимать и самим понимать, что вы делаете правильно, а над чем стоит поработать. Тогда никаким поражениям и сомнениям вас не одолеть.

Также читайте интервью о важности дизайна упаковки с директором по продажам компании Unipack.

Понравилась наша статья, поделитесь с друзьями!

Поделиться с друзьями

Похожие статьи