5 «народных сказок» про дизайн логотипов.

Дизайн логотипов. Этот процесс уже оброс целой плеядой мифов и легенд. Давайте разберемся, насколько они соответствуют действительности.

Дизайн логотип – правда или действие

За время существования нашей компании Mindrepublic мы успели сделать большое количество логотипов для заказчиков из разных концов света. И часто нам рассказывают одинаковые сказки о дизайне логотипов. Поэтому сейчас мы хотим расставить все точки над "i" и рассказать о самых распространённых заблуждениях.

Сказка первая: дизайн логотипов обязан отражать нишу компании.

Большое количество предпринимателей свято верят, что логотип обязан рассказывать потребителю о том, чем занимается компания. И думают, что потребитель не поймёт, что перед ним кофейня, если на её лого не изображена кружка.

А теперь взгляните вокруг. Часто ли на багажнике или капоте автомобилей красуется изображение автомобиля или на каких телефонах рисуют телефоны? Однако Apple – мобильные устройства, McDonalds – фастфуд, а Тойота – автомобиль. И ваш логотип будет появляться в поисковиках по запросам «бизнес-ланч», «купить машину» «парикмахерская». И он не занимается ответами на вопрос «чем занимается компания?» он лишь позволяет выделиться из прочих компаний по конкретным критериям и запросам. Сферу деятельности легко обозначить и без помощи логотипа, вывесив на окнах изображения подаваемых кушаний, или добавив рядом с лого слово «кафе».

Кроме того, лого, указывающий сферу деятельности, напрочь лишает вашу компанию малейшего намека на амбициозность и уверенность в себе. Ведь даже из одной кофейни можно сделать сеть, включить в эту сеть рестораны и в таком случае, придётся создавать новый бренд без возможности воздействовать напрямую сквозь призму имеющегося. Ведь ресторан с кофейной кружкой на лого – вызовет недоумение, непонимание и даже пренебрежение.

Сказка вторая: значимость логотипа = затраченные усилия.

Смоделируем ситуацию. Заказав логотип, вы заплатили баснословную цену именитому дизайнеру и спустя неделю работы он выслал вам готовый логотип, на котором изображено 4 кольца. И вы впадаете в ступор: «Неужели я отдал 20 тысяч баксов за то, что этот псевдохудожник умеет рисовать круги?». Однако Audi совсем не жалуется.

Это вызвано диссонансом между реальной суммой денег и логотипом, который создаётся при помощи самого простого редактора изображений за 5 секунд (с учётом запуска редактора). И это вызывает раздражение, непонимание, а за ним следуют бесконечные исправления, отнимающие ещё кучу времени, сил и нервов и в итоге лучшим оказывается изначальный вариант. Сложность в том, что мало кто понимает дизайн и пытаются «померить» его стоимость силами, вложенными в его создание.

Часто отличные лого создаются за несколько секунд и становятся эффективными без оценки его сложности. Галочка Найка, покусанное яблоко, даже 4 кольца из примера выше – примеры успешных дизайнерских решений. И усложняя конструкцию логотипа, добавляя в него какие-то замысловатые и сложные элементы можно не просто не получить желаемого, а остаться с непригодной картинкой, которую нельзя будет поместить на визитку (ведь будут смазываться эти мелкие детали).

Лого без стиля – деньги на ветер. Если вы даёте себе отчёт в том, как использовать логотип, представляете образ продукта, аудитории – свяжитесь с профессионалом и закажите у него создание лого и фирменного стиля. А в том случае, если вам не понятно то, что здесь написано – тем более свяжитесь. И только когда стиль присутствует, то круги перестают восприниматься как круги и организуют концепцию, несут реальную пользу.

Сказка третья. Лого и сакральный смысл – две стороны одной медали.

Поразмять мозги, погадать ребусы – конечно нужное дело. Мозгу нравится работать, а мы – получаем удовлетворение от разгаданной тайны. И лого со смыслом – не редкость. Дать отсылку на историю, ценности компанию при помощи лого – под силу не каждому дизайнеру. Однако логотипов, которые не несут никакой завуалированнойинформации в тысячи раз больше. Почему? – просто в этих отсылках напрочь отсутствует польза.

Потребитель потратит не больше секунды – двух, чтобы взглянуть на лого и думать о деталях, а тем более копаться в сакральном смысле – никто не будет. Не верите? - Можете провести эксперимент. Вспомните логотипы, скажем 5 популярных брендов: Эпл, Мегафон, Вконтакте, Пежо и Сбербанк. До мельчайших ли деталей вы помните эти логотипы? С какой стороны надкусано яблоко? Сколько цветов в логотипе мегафона? Сможете ли вы воссоздать каллиграфию VK? В какую сторону смотрит лев? А сколько галочек у сбербанка? Всё не так просто? – Дело в том, что мы не откладываем в память картинку целиком храним в общие черты, а порой нам становится трудно даже назвать цвет или форму лого.

Однако увидев вновь логотип – вы сразу же поймете, о чем идёт речь, сопоставите с компанией или продуктом. В этом и заключается роль дизайна. А вливание сакральных смыслов никак не повлияет на этот процесс. Оно, конечно, может стать приятным бонусом. Однако оценивать качество лого по присутствию большой смысловой нагрузки – по меньшей мере глупо. Да и погоня за внедрением этой нагрузки может заставить логотип потерять всю практическую значимость, которую он должен нести.

Ребус не мешает, если он органично вписывается в логотип. Он может придать крутости и уникальности, а может и не придать. Поэтому его использование – не обязательно.

Сказка четвертая. Похожий = плохой.

Мы не имеем ввиду те случаи, когда логотип просто скопирован с лого конкурирующей компании. Понятно, что это плохо и это отпугнёт потребителя.

Чересчур оригинальное лого могут ни понять, ни принять. И потребитель может предпочесть вам ваших более понятных конкурентов. Да и ниша является некоторой базой для создания стандартов, позволяющих идентифицировать логотипы по принципу «свой-чужой». Поговорим о тех же злополучных кофейнях, где использование общих элементов – вовсе не зло, а правило. Или взгляните на лого автомобилей, где у Toyota и Hyundai 50% элементов – общие. Где Hyundai и Honda – 2 по-разному написанные буквы Н. А Volkswagen, Mercedes и Fiat используют в своём лого колесо (круг).

Конечно интересно искать такой плагиат. Однако работоспособность Пумы и Ягуара, СиЭнЭн и Сега, Промт и Гугл Драйв, Гучи и Шанель – это не затронуло. Перепутать эти компании вряд ли удастся. "Дизайнер должен создавать логотип, который будет абсолютно отличаться от любых других," – это полный бред. В нашем алфавите 33 буквы и каждая из них похожа на себя же. Некоторые – похожи на буквы из иностранных алфавитов и от этого никуда не денешься. Это же относится и к графическим решениям. Логотипы, по-большому счету отличаются только в деталях. И, порой, из суммы нескольких логотипов (цвет от одного, форма от другого, деталь от третьего) – можно получить четвертый.

Похожие логотипы – это не болезнь

Это не плохо. Это реальное положение дел, которое невозможно изменить, ведь ежедневно в мире создаются тысячи лого и найти уникальный графический приём – просто нереально.

Однако это вовсе не сигнал к созданию логотипа под копирку. Это лишь наставление по более спокойному отношению к тому, что создать принципиально новый логотип, который станет ЭФФЕКТИВНЫМ – нельзя. А кроме того при создании логотипа используются и психологические приёмы. О некоторых мы уже говорили ранее. А это, ещё больше сужает количество используемых элементов. И если среди миллионов других логотипов – нельзя найти ни один, который хотя бы отдалённо напоминал только что созданный, то проблема 100% в этом новом.

Сказка пятая. Логотип – крайне важен.

Безусловно, логотип важен и нужен, однако значимость его, зачастую, сильно переоценивается. Лого не станет выступать в качестве кошачьей мяты для клиентов-котов. Не введет потребителя в состояние глубокого гипноза, в котором он сметет с полок всё, на чем стоит этот самый лого. И не имеет значения насколько модное и профессиональное брендинговое агентство или дизайнер его создал. Также, как и не имеет значения то, скольким коллегам и знатокам он понравился. Сам по себе лого выручает компанию также, как зонт во время урагана. Айдентика компании – это не 100$, чтобы нравится всем и не нужно его без конца «улучшать», обсуждать и переделывать.

Хотелось бы привести в пример крайний ребрендинг Пепси, который понравился далеко не каждому. Люди начали утверждать, что лого потерял свой колорит, стал неинтересным и плоским. Компанию начали обвинять в том, что ей некуда девать деньги, что ей плевать на историю бренда и в других грехах, которые никакой связи с действительностью не имели. Итогом стал запрет Пепси на территории Южной Америки и Австралии. Что привело к разорению компании. Главного же дизайнера уже бывший совет директоров утопил в чане с никому ненужной Пепси... Однако если вы подумали, что это похоже на бред – вы абсолютно правы. Ведь это форменная чушь.

Стиль превыше айдентики. И при создании логотипа дизайнер должен учитывать места его размещения, выбирать шрифты и цветовую гамму. А после – создаёт презентацию, наглядно демонстрирующую оформление униформы работников, упаковки товара, баннеров, веб сайта и других моментов, которые захочет увидеть заказчик.

И одно лишь лого – не становится заветным священным Граалем, не станет лекарством, повышающим силу компании. Логотип становится успешным только при грамотном его использовании. Его обязательно нужно размещать на вывесках, униформе, товарах и прочих носителях, соответствующих фирменному стилю компании. И если сделать это правильно и добиться успехов – тогда логотип станет визуальным средством, которое живет в умах потребителях. Которое становится «именем нарицательным».

Итог.

Эти сказки, байки, мифы (называйте, как хотите) – создаются не на ровном месте. Однако строгость в правилах создания логотипа скорее держится в уме, чем применяется на практике. И мы с вами рассмотрели самые часто встречаемые заблуждения о логотипе. О его роли и ценности. О том, что он должен передавать и как выглядеть.

 

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Комментарии

Комментарии

Поделиться с друзьями

Похожие статьи

Мечты не работают,
если Вы не работаете!

Напишите нам
Мы свяжемся с Вами очень оперативно
Какой вид связи вам удобнее?

11112222